Большунова Светлана Витальевна
-
Сегодня прочла дискуссию в комментах группы «Протокол Коимбра» про тревогу. Один человек описывал, что ему трудно стравиться с немотивированной тревогой, которая не оставляет его даже, когда он делает обычную работу по дому: несёт тарелку (справедливости ради уточню, что люди, участвующие в дискуссии, лечат и успешно очень сложную болезнь, которая считается неизлечимой - рассеянный склероз - поэтому нельзя сказать, что тревога вообще немотивированная). Оппонент говорил, что наше поколение не знает , что такое настоящая тревога, например, тревога за жизнь во время войны, или страх приговорённого в концлагере.
Сочувствую, и понимаю обе стороны. Можно нести тарелку и чувствовать себя, как в ситуации опасной для жизни: как будто на расстрел идёшь. Уважаю людей, которые не сдаются, берут своё здоровье в свои руки и побеждают болезнь! Но тревога может быть постоянным фоном и в случае человека, который относительно здоров, имеет работу, семью и, кажется, ему ничего не угрожает.
Изучаю вопрос тревоги, страхов, панических атак и тд, как специалист уже несколько лет. В качестве психолога и Арт-терапевта работаю с эмоциональной сферой, методом ЭОТ (эмоционально-образная терапия), в том числе с психосоматикой. Есть несколько теорий, которые объясняют немотивированную тревогу и ее «отклик» в теле в виде симптомов и болезней, работой бессознательных программ (об этом говорили многие имена в психоанализе, Сонди, Райх, Александер, основатели других направлений, например, Берн и Гульдинги, и др). И в этой дискуссии правы, как ни странно, и те, кто вспоминает об ужасах войны.
Дело в том, что многие программы, особенно те, которые были связаны с опасностью для жизни, могут передаваться последующим поколениям. И тогда точно человек не будет понимать откуда эта тревога: источник тревоги, например, вражеский налёт или засада или снайпер, обусловил эмоциональную реакцию дедушки или бабушки, а тревога проявилась у внуков. У самой была история про «эхо войны», когда моя тревога, вместе с соматической реакцией: спазмы и дрожь, оказалась ужасом бабушки, наблюдавшей повешенье девочки-подростка, которую фашисты обьявили партизанкой. Благодаря технологии ЭОТ мне удалось поменять программу, как говорят «отпустить» историю бабушки, и тревога с симптоматикой ушла навсегда. У многих людей, с которыми работаю, проявляются такие программы предков. Хотя бывает, что программа тревоги, панических атак связана со страхом смерти и потери, которую сам человек испытал в очень раннем возрасте и сработал механизм психологической защиты: мозг вытеснил в бессознательное всю историю. Например, есть случай, когда страх перед публичными выступлениями (тоже с симптомами спазмов внизу живота) оказался связан с тем, что младенца сильно запеленали, и он почти не дышал. Это «увидела» пациентка в работе с психосоматикой (гиперфункция щитовидной железы) . Есть много интересных историй про реакции тела на стресс и связи тревоги с бессознательными программами, главное, что это можно «посмотреть» или «раскрыть», специальными техниками работы с образами симптома или чувства, которые строятся на медитативных техниках. Представить симптом, представить свою тревогу, «поговорить» с образами, как в театре или как бы читая фантастическую книгу.
А вот что мы передадим дальше? Страх перед незнакомцами на улице и в магазине: "а вдруг заразный?", страх больших скоплений людей, походом в музей и дружескими объятьями? Страх летать самолетами и планировать отпуск на зарубежном курорте? Или тревогу остаться без работы из-за карантина? Когда мы вернемся к безопасному миру? Может после всеобщей вакцинации? А может сосредоточиться на том, чтобы научить последующие поколения быть здоровыми? Укреплять иммунитет так, чтобы братья наши меньшие вирусы и бактерии были наши друзья, чтобы не надо было убивать самых агрессивных антибиотиками, а за одно и наших лучших друзей - микробиом или микробиоту - полезные бактерии пищеварительной системы и кишечника, которые живут в симбиозе с нами и защищают нас? Может дать возможность следующим поколениям самим решать какие технологии развивать: искать «волшебную» таблетку или жить так, чтобы потом лекарства не понадобились?
Comments
- (no comments)